Мисс Мегасправка - 2010
Личности Дагестана
Певцы Дагестана
От пользователей

Нет данных для отображения.

Нет данных для отображения.

Нет данных для отображения.

В столице Республики Дагестан проходит семинар по политическим аспектам модернизации российского общества.

6 октября 2010 -
article250.jpg

В среду шестого октября 2010 года в городе Махачкала Республики Дагестан открылся семинар по теме «Политические аспекты модернизации российского общества». семинар проводит  Институт социологии РАН совместно с Комитетом Государственной Думы РФ по образованию, вузами Республики Дагестан и Дагестанским отделением Российской ассоциации политической науки при содействии Администрации президента РД. Этому семинару большое внимание уделило руководство республики, начиная со стадии подготовки, была оказана помощь в его организации и проведении. На открытии семинара со вступительным словом выступил президент Республики Дагестан, доктор экономических наук, профессор Магомедсалам Магомедов. Обращаясь к участникам семинара, глава республики, прежде всего, поприветствовал и поблагодарил его организаторов за то, что местом проведения была выбрана столица Дагестана – Махачкала. Магомедсалам Магомедов выразил признательность директору Института социологии Российской академии наук, члену-корреспонденту РАН Михаилу Горшкову, другим ученым, экспертам, общественным деятелям, приехавшим в нашу республику. Отметил также работу в этом направлении и депутата Госдумы РФ Гаджимета Сафаралиева. По словам президента РД, идея модернизации российского общества стала важнейшим вопросом политической повестки дня после программной статьи президента России Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» и Послания президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Это широко обсуждалось в различных форматах в России и за ее пределами. За достаточно короткий срок необходимость масштабных преобразований была воспринята обществом в качестве единственно правильного стратегического выбора, модернизация стала стержнем новой российской идеологии. «Люди понимают, что альтернативы модернизации не существует. В этом стратегическое согласие в обществе достигнуто. Вместе с тем, говорить о единстве мнений, касающихся источников, темпов, методов реализации объявленного президентом страны политического курса на модернизацию, мы пока не можем. Да и не должны. Идет активное обсуждение конкретных вопросов. Особое внимание в дискуссиях уделяется политическим аспектам модернизации. Очевидно, что без совершенствования политической системы, социального управления, дальнейшего развития демократических институтов обеспечить качественное обновление экономики, других сфер жизни общества невозможно. Россия – это молодая демократия и многие ее институты находятся в стадии развития, пока еще далеки от совершенства. Есть проблемы в партийной системе. Недостаточно эффективно работает государственный аппарат. Не удовлетворяет уровень политической и правовой культуры. Но все мы видим, что существующие недостатки постепенно устраняются. Во всяком случае, делаются правильные шаги в этом направлении. И за последний год по инициативе президента России Дмитрия Медведева в этом направлении сделан целый ряд важных шагов. Так, политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и на уровне муниципалитетов. Смягчены требования по ряду вопросов партийного строительства и избирательного процесса. Законодательно установлены гарантии равного доступа парламентских партий к государственным средствам массовой информации. Приняты и другие меры. В том числе и в области информационно-коммуникационных технологий, развитие которых неразрывно связано с прогрессом политической системы, предоставляя широкие возможности для реализации фундаментальных политических свобод», - отметил М. Магомедов. Среди вопросов, которые, по мнению главы Дагестана, заслуживают серьезного внимания и обсуждения, особо следует отметить региональную специфику модернизационных процессов, влияние на них уникальных историко-культурных, этноконфессиональных особенностей различных регионов. Что особенно важно для многонационального Дагестана, который сегодня сталкивается с целым рядом внутренних и внешних вызовов. Безусловно, наибольшую угрозу представляет религиозно-политический экстремизм, который сегодня является главным препятствием нашего дальнейшего демократического развития. По словам М. Магомедова, необходимо искать пути преодоления существующих противоречий. «Мы должны использовать исторический опыт, традиции, свои конкурентные преимущества, правильно расставить приоритеты, снизить риски развития. В первую очередь, необходимо навести порядок в республике, добиться консолидации дагестанского общества, сбить волну экстремизма, положить конец криминальным методам политической конкуренции, обеспечить безопасность граждан. Я рассчитываю, что проводимые нами серьезные институциональные изменения в политике, экономике, образовании позволят снять остроту этой проблемы, сократить социальную базу экстремизма и в конечном итоге повысить благополучие и уровень жизни дагестанцев. Важным инструментом, на мой взгляд, является принятая Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. В настоящее время мы работаем над Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Уверен, что эти программные документы станут реальным инструментом оздоровления экономики как в СКФО, так и в нашей республике. Вообще, создание Северо-Кавказского федерального округа и работа полномочного представителя президента РФ Александра Хлопонина является очень важным фактором, который работает на стабилизацию ситуации в регионе и решение существующих социально-экономических проблем». Президент также отметил, что важнейшим условием дальнейшего развития курса на политическую модернизацию является консолидация общества. Для этого необходимо открытое обсуждение насущных политических проблем, учет интересов различных политических сил, выработка согласованных, взвешенных, научно обоснованных решений. «В этом плане мы очень рассчитываем на запланированный в ближайшее время Съезд народов Дагестана. Уверен, что этот форум, на котором будут представлены лучшие представители республики от всех народов и всех территорий, станет серьезным импульсом на пути консолидации дагестанского общества. Ведь единство элиты, народа, власти является необходимым условием стабильности, безопасности движения по пути прогресса.
Политика становится всё более сложной, наукоёмкой областью деятельности, требует мобилизации лучших интеллектуальных сил, всестороннего анализа проблем, их открытого обсуждения. И сегодняшний научный семинар нам, наверное, следует рассматривать именно в таком контексте. В этом зале собрались учёные ведущих российских научных учреждений, дагестанские эксперты и специалисты-практики. Мы ожидаем, что ваше заинтересованное участие в работе семинара, новые идеи и предложения позволят выйти на серьезные практические рекомендации, которые в последующем могут стать основой для принятия политических решений. Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение даст ответы на многие из поставленных вопросов, будет способствовать формированию открытой, динамичной, многомерной политической системы, адекватной потребностям времени и запросам нашего общества». Основным докладчиком на семинаре стал директор Института социологии РАН, член-корреспондент РАН Михаил Горшков. По его словам, он впервые его представляет под этим названием - «Социально-политические аспекты модернизации российского общества», считая президент страны Д. Медведев «поторопился», в том смысле, что не дорисовал некие задачи модернизации, потому что наряду с экономическими аспектами, социально-политические аспекты также очень важны. «На одной инновации, я так полагаю, мы модернизацию не проведем. Нужен объемный подход. Поэтому я начну с того, с чего мы начинали 20 лет назад. Ведь скоро юбилей – 20 лет российских реформ. С чем мы подходим к этому юбилею? Что мы предъявим обществу и народу? Что удалось, а что нет? Это отдельная тема, и может быть даже тема отдельного семинара», - сказал Михаил Горшков. Он также поблагодарил руководство республики за подготовку и проведение семинара, отметив, что коллектив ученые Института в первый раз выехали для обсуждения такой ключевой проблемы для современного развития России, и не куда-нибудь, а на землю Дагестана. «На мой взгляд, это очень значимо, потому что при том многообразии наций народов, который проживают в Российской Федерации, надо понять и осознать, насколько это ключевая идея для состояния нынешнего, а еще больше будущего России. Для нас, как ученых, это очень важно, потому что мы готовим разные монографии, книги, статьи, проводим большие исследования по российской выборке, но никакая российская выборка, которая включает в себя малую квоту какой-то республики, не может показать то, что мы увидим здесь своими глазами, услышим своими ушами. Поэтому мы приехали, чтобы очень активно поработать». В своем докладе Михаил Горшков отметил, что в начале XXI века российское государство, пережившее шок либеральных преобразований, оказалось в ситуации «стабильной неопределенности», а российское общество – в состоянии напряженных ожиданий будущего. В публично-политической риторике современной российской власти произошли значительные изменения: на смену популярного в среде реформаторской элиты 1990-х годов термина «реформы» пришло слово «модернизация». «Несмотря на отсутствие единого подхода к пониманию модернизации, последняя рассматривается преимущественно сквозь призму различных сценариев будущего России, связывается с созданием политически стабильного, правового демократического государства». По мнению докладчика, специфика сложившейся в стране ситуации предопределяется необходимостью осуществления системной, а не только отраслевой, односферной социально и политически ограниченной модернизации. Системный тип модернизации предполагает качественное обновление общества, охватывающее все сферы жизнедеятельности и уровни организации государственной и общественной жизни. «Речь, таким образом, идет о модернизации, выходящей за рамки единичных хозяйствующих субъектов и не сводимой к отдельным отраслевым прорывам и даже развитию инноваций. И это вполне объяснимо, учитывая тот факт, что на протяжении последних лет российское общество находилось и находится в процессе социальных изменений, в основе которых лежит системный переход от одного общественно-экономического устройства к другому, олицетворяющий комплекс всех видов и типов социальных трансформаций. Определяя судьбу государства и общества, системная модернизация призвана решить множество сложнейших задач: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять огромной и непростой по национально-культурному составу страной. Наряду с этим предполагается и решение задач укрепления демократических институтов, подержания стабильности, формирования жизненных перспектив РФ и входящих в ее состав субъектов, всех социальных и демографических групп населения, обеспечения достойного уровня благополучия семьи и личности. Многочисленные потрясения, кризисы, противоречия, с которыми столкнулась Россия в ходе предпринимаемых в разные годы попыток осуществления модернизационных преобразований, преследуют ее и на современном этапе. Это вызывает много разнотолков и дискуссий относительно как настоящего, так и будущего развития страны главные вопросы: Куда идет российское общество? В какой мере постулаты государственной – одобренной и поддержанной верхами – модели модернизации совместимы с интересами миллионов тех, кто призван реализовывать данную модель на практике? Не является ли российская модернизация экзогенной, обусловленной в большей степени давлением внешних факторов, нежели внутренними потребностями элит, общества народа? Кто может стать активным участником, а кто – лишь безучастным свидетелем, а может быть и противником данного процесса? Сегодня эти и подобные им вопросы приобретают особое звучание, ибо совершенно очевидно, что задача модернизации ставится и решается страной не в лучших условиях, предопределенных периодом незавершившегося экономического кризиса, к тому же глобального по своему характеру». Руководствуясь вышесказанным, Институт социологии РАН инициировал проведение первого в России общенационального проекта, посвященного анализу различных аспектов модернизации. Исследование, охватившее около 2000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, жителей всех типов поселений и территориально-экономических районов РФ, было проведено в марте-апреле 2010 года. Михаил Горшков подробно остановился на результатах исследования, отметив, что модернизационные сценарии будущего России рассматриваются – и властными структурами, и рядовыми согражданами – сквозь призму собственных предпочтений и интересов, чему в немалой степени способствует идеологическая неопределенность провозглашенного курса на модернизацию. Подобная неопределенность оставляет различным группам и слоям общества возможность примерять этот курс «на себя», на свои взгляды и ценности, а также предопределяет многозначность самого термина «модернизация», который понимается по-разному в зависимости от политических задач участников развернувшегося общественного дискуса. «В целом, анализ полученных данных (в том числе в части, касающейся модернизации политической системы) позволяет утверждать: говорить о высокой готовности российского общества к модернизационному прорыву было бы явным преувеличением. Вместе с тем, неоднократно предпринимавшиеся за последнее столетие попытки модернизации России «сверху» не оказались для нее напрасными. Изменить сложившуюся ситуацию «везде и сразу» вряд ли получится даже при наличии сильной политической воли и большего объема инвестиций, поскольку тормозом для модернизации выступает, прежде всего, сложившаяся система социальных отношений и институтов. В этих условиях необходимо очень точно выделить «направления главных прорывов» и те силы, на которые при этом можно опереться. По всей видимости, в настоящее время социальной базой модернизационного прорыва России может стать, прежде всего, так называемый «новый средний класс», объединяющий в своей основе профессионалов и концентрирующий значительную часть тех, кого называют модернистами. Именно этот класс объективно заинтересован в перестройке российской экономики, переводе ее на современные рельсы, поскольку только такой экономике он реально необходим, и только в ней он сможет найти себе массовое применение. Более того, в случае реализации сценария модернизационного прорыва лишь эта социальная группа сможет не просто существенно улучшить свое положение, но и превратиться в ведущую силу общества, как это произошло с рабочим классом в период первых советских пятилеток. А вот тормозом модернизационного прорыва, снижающим его вероятность, выступает коррумпированная часть чиновников. Вместе с тем, вероятность осуществления модернизационного рывка повышается за счет того, что в российском обществе есть и внутренний динамизм, и ярко выраженный запрос на модернизацию, причем даже не столько экономики, сколько, прежде всего, сложившейся системы социальных отношений. Это означает, что, отвечая на главный вопрос «Готово ли российское общество к модернизации?», можно сказать, так: да, в российском обществе есть довольно значительный модернизационный потенциал. Однако его объем и характер локализации, имеющие место особенности национального менталитета, а также сложившаяся в России система социальных институтов и всепроникающая коррупция делают задачу реализации этого потенциала более чем непростой», - заключил М. Горшков. Семинар проходит в форме открытой дискуссии, присутствующие имели возможность задать интересующие их вопросы. По каждому докладу по регламенту семинара проводится двухчасовая дискуссия с учетом времени на доклад (до 45 минут). В течение трех дней будут также заслушаны и обсуждены доклады на темы: «Модернизационный потенциал науки и образования в России», «Региональная политика и проблемы управления в современной России», «Российская демократия перед вызовами – национальными и глобальными», «Состояние и перспективы гражданского общества в России», «Реалии и иллюзии российской модернизации», «Миграционная политика России: современные проблемы», «Модернизация российского общества как альтернатива экстремизма и катастрофизма». Доклады и тексты выступлений будут опубликованы.
Также в рамках семинара состоится годовое отчетно-выборное собрание Дагестанского отделения Российской ассоциации политической науки, на котором с отчетом выступит руководитель ДО РАПН, будут избраны новый руководитель ДО РАПН и делегат на Всероссийскую отчетно-выборную конференцию РАПН.

По материалам "Риадагестан.ру"

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1106 просмотров
Комментарии (0)

← Назад